А.В. Меньшиков

Из истории архивов Византийской церкви X-XV вв.

[по изданию: Меньшиков А.В. Из истории архивов Византийской церкви X-XV вв. // ОА. 2005.  №. 4. С. 38-48.]

 

    Приступая к изучению истории архивов Византии, нельзя не принять во внимание тот факт, что государство ромеев[1] являлось христианской державой, в которой и власть, и различные стороны повседневной жизни были неразрывно связаны с церковью и религией; «вся жизнь общества носила отпечаток религиозных интересов»[2]. Христианство же основано во многом на письменном слове. В Византии – наследнице высокой письменной культуры древних эллинов и римлян существовало естественное уважение к книгам и понимание необходимости сохранять документы.

История архивов и архивного дела как России, так и зарубежных стран неплохо изучена. Однако столь интересная, важная и перспективная (в том числе и в общеисторическом аспекте) тема, касающаяся истории архивов Византии, до сих пор почти не исследована. Поэтому для полного представления о всемирной истории архивов и организации делопроизводства и архивного дела необходимо исследовать развитие архивного дела Византийского государства в сравнении со странами Европы и Азии.

Некоторые аспекты истории архивов так или иначе затрагивались в ряде работ по истории и организации архивов[3], истории Византийской церкви, церковных учреждений и должностей, монастырей, взаимоотношений государства и церкви отечественных и зарубежных исследователей[4]. Довольно много сведений по организации хранения актов в византийских архивах (особенно монастырских), истории ряда архивов и хранившихся в них комплексов документов содержится в трудах по византийской дипломатике В.П. Медведева, А.Димитриу, П.А. Яковенко, М.Нистазопулу-Пелекиду, С.М. Каштанова[5]. Достаточно глубоко исследована история монастырей горы Афон, а также их архивов и библиотек; здесь, прежде всего, следует обратить внимание на классические труды епископа Порфирия (Успенского), П.В. Безобразова, а также исследования современных византинистов, в первую очередь М.В. Бибикова[6].

 До нашего времени сохранилось весьма немного подлинных византийских архивных документов, отражающих развитие архивного дела в Византии, но достаточно обширные сведения об этом имеются в других опубликованных источниках. В высшей степени ценную информацию по организации хранения и использования документов в церковных архивах содержат монастырские уставы (типики, диатаксисы и др.), а также описи монастырского имущества (бревионы, практики). В данной работе было использовано фундаментальное издание Byzantine Monastic Foundation Documents – полное собрание сохранившихся уставов византийских монастырей, переведенное на английский язык и снабженное обширным справочным аппаратом. Оно подготовлено большим коллективом авторов и выпущено в свет Dumbarton Oaks[7].

Прежде чем рассматривать историю архивов Византийской церкви указанного периода, следует хотя бы кратко осветить существовавшие ранее архивы Константинопольской патриархии и рассказать об их персонале. Основой организации христианской церкви являлись епископаты, а после IV Вселенского собора (451 г.) и патриархаты. При патриархе Константинопольском, как и при императоре, состоял ряд служащих (великий протонотарий, великий ипомниматограф, логофет, иеромнимон и др.), в чьем ведении находились делопроизводство патриаршей канцелярии, библиотека и архив[8]. Важнейшим было ведомство хартофилакса (именуемого также «великий хартофилакс» или «хартофилакс Великой церкви», т.е. храма Св. Софии). Первые упоминания о нем относятся к VI в. Обязанности хартофилакса заключались в управлении патриаршим архивом (акты соборов, переписка с другими патриархами и пр.). Помимо текущей переписки хартофилакс заведовал сакелой – хранилищем патриаршего архива, являвшимся одновременно и сокровищницей.

Участниками VI Вселенского собора (680 г.) проводилась проверка достоверности огромного количества документов и текстов. Противники православия в поддержку своих взглядов часто приводили цитаты из не вполне соответствовавших принятым версиям важнейших церковных трудов. Защитники же православия нуждались в доказательствах того, что они взяты из «исправленных» (урезанных или, наоборот, дополненных, по сравнению с оригиналом) сочинений. Разумеется, источниками таких доказательств могли служить только архив и библиотека патриарха. На протяжении всего обсуждения вопросов веры хартофилакс предоставлял в распоряжение императора и участников Собора аутентичные копии актов предшествовавших соборов, труды отцов церкви, регистры патриаршей канцелярии, различные документы и грамоты. Так, когда папские легаты пожелали лично сопоставить заподозренные в искажении тексты с копиями, предъявленными патриархом, хартофилаксу пришлось принести клятву в том, что копии полностью соответствуют оригиналам и иных копий в патриаршей библиотеке не имеется. На последующих заседаниях Собора хартофилаксу вменялось в обязанность предоставление писаний лиц, подозреваемых в ереси. Ко времени проведения Собора в 869 г. хартофилакс становится уже одним из наиболее высокопоставленных чиновников в администрации патриарха; он объединял в своем ведомстве все прежние церковные службы (кроме тех, что имели исключительно священнические обязанности), рекомендовал патриарху кандидатов на церковные и монастырские должности. Особенно убедительным подтверждением высокого положения и широких полномочий хартофилакса в этот период служат исполняемые им функции официального посредника между патриархом и духовенством: «хартофилакса и патриарха можно уподобить Аарону и Моисею»[9].

В X–XV вв. хартофилакс оставался правой рукой патриарха, его помощником и представителем в округе, надзирал за порядком столичного духовенства и мирян столицы, являлся «представителем закона» во всех разбираемых синодом судебных делах. Конечно же, хартофилакс по-прежнему исполнял свои обязанности хранителя документации Константинопольской патриархии, руководя также канцелярией, подготовкой официальных документов (которые, кстати, он имел право подписывать в отсутствие патриарха) и регистрацией актов синода[10].

Патриаршая канцелярия считалась образцовой по уровню организации делопроизводства. В подчинении хартофилакса находился большой штат служащих (писцов и нотариев); так, во время патриаршества Филофея (1353–1354 и 1364–1376 гг.) в его канцелярии трудились 40 писцов. Вероятно, она выполняла некоторые функции императорской канцелярии; во всяком случае, в регистрационной книге – «священном кодексе Великой церкви» значатся документы, выданные императорской канцелярией. Например, император Михаил VIII Палеолог приказал внести в регистр, который вел хартофилакс Великой церкви, выданную Феодору Скутариоту жалованную грамоту[11]. Так или иначе, но благодаря выполнению ведомством хартофилакса своих обязанностей до нашего времени дошли тексты многих императорских актов (хрисовулов), оригиналы которых утеряны.

Документы в архиве патриархии хранились, по крайней мере, в течение нескольких десятилетий. Были и утраты: например, в 912 г. «случился пожар в кирулариях Великой церкви, при этом сгорели все ящики и ларцы с бумагами и документами патриаршей сакелы»)[12]. Когда в 1071 г. патриарх приказал провести расследование о порядке передачи церковных земель в аренду частным лицам, «выяснилось, что подобные вопросы решались еще полвека назад, о чем говорили документы, найденные в патриаршем архиве»[13].

По мнению И.П. Медведева, ссылавшегося на известного исследователя актов Константинопольской патриархии Ж.Даррузеса, «продуктивность» канцелярии патриарха была крайне невысока, особенно в сравнении с папской канцелярией в Риме («если папская канцелярия... с XI по XV в. выпустила более 10 тыс. томов регистров, то патриаршая канцелярия Константинополя предлагает для XIV в. только два тома»)[14]. Вряд ли в данном случае корректно сравнивать папскую канцелярию (сфера управления которой была все же шире) с патриаршей; кроме того, известны лишь сохранившиеся тома последней.

Существовала (по крайней мере, с VII в.) и особая библиотека Константинопольской патриархии. Находилась она в Фомаитском триклинии, сооруженном патриархом Фомой (607–610), в прилегавших к храму Св. Софии патриарших палатах, где размещалось все церковное управление (там же находился и архив патриархии).

Другие патриархии (Александрийская, Иерусалимская, Антиохийская) также располагали архивами и библиотеками, очевидно, весьма богатыми по своему содержанию и имевшими глубокие исторические корни. Так, появление библиотеки Александрийской патриархии связывается с основанием Александрийской церкви святым апостолом Марком. Церковная библиотека была известна своим собранием древних манускриптов (один из самых ранних – знаменитый Codex Alexandrinus IV в.); многие кодексы и папирусные свитки были вывезены в Константинополь в период 11-месячного перемирия перед захватом Александрии арабами в 642 г. Библиотека патриархии в 750 г. переместилась в Кесарию, в 997 г. – в Каир. Претерпев взлеты и падения, разорения и пополнения своих фондов, она сохранилась до наших дней[15].

В Византии, по всей видимости, существовали церковные документохранилища, где частные лица могли оставлять свои документы на хранение[16]. Так, один из актов афонского Дохиарского монастыря содержит упоминание о том, что проэдр[17] Никифор Вурцис сдал оригиналы своих документов под «расписку» митрополита Феодула в скевофилакий (ризницу) храма Св. Софии Фессалоникийской митрополии, себе оставив только заверенные копии[18].

В типике, составленном для Петрицонского монастыря (декабрь 1083 г.) его основателем Григорием Пакурианом, имеются сведения об объявлении монастыря самоуправляемым и свободным[19]. Для поддержания автономии и привилегий монастыря Пакуриан предпринял специальные меры предосторожности в отношении документов, подтверждавших его права на земельные владения, передав важнейшие из них на хранение в храм
Св. Софии в Константинополе (неясно, правда, имеется в виду патриарший архив или особое помещение для подобных документов). Перечень документов и расписка об их хранении в храме поступили в архив Петрицонского монастыря и находились там среди различных документов об имущественных правах и привилегиях. Там же, по всей видимости, размещались копии документов, оригиналы которых хранились в храме Св. Софии
[20].

Особое внимание следует уделить архивам и библиотекам византийских монастырей. Византия славилась множеством монастырей – как крупных и богатых, так и совсем мелких, насчитывавших двух-трех монахов[21]. По свидетельству новгородского архиепископа Антония, число монастырей при императоре Мануиле I (1143–1180) достигало 14 тыс.[22] Монастыри были императорские, ставропигиальные (патриаршие), епархиальные, частные, независимые. Для Византии характерны два типа монастырей: сельский
(в глухих районах Египта, Сирии и Палестины, Каппадокии, с IX–X вв. – монастыри на горе Афон) и городской (например, константинопольские монастыри, и в особенности Студийский)[23]. Монастыри ведали общественной благотворительностью – руководили больницами и странноприимными домами, помогали бедным, устраивали школы[24].

В крупных монастырях имелся определенный штат служащих, в том числе эконом (отвечал за монастырское хозяйство), хартофилакс (ведал монастырской документацией), библиофилакс (заведовал монастырской библиотекой), скевофилакс (хранил священные реликвии и церковную утварь)[25]. Впрочем, последний часто выполнял и обязанности хартофилакса и библиофилакса, так как документы и книги обычно находились в одном помещении с ценностями, драгоценными и священными предметами, церковной утварью.

Византийские монастыри являлись не только религиозными, но и образовательными центрами. Сам факт основания монастыря означал обычно и устроение монастырской библиотеки с рукописными книгами (манускриптами), необходимыми, в первую очередь, для богослужений. Известные монастыри имели собственные наиболее обширные по содержанию библиотеки, а также скриптории для копирования манускриптов.

Греческий исследователь К.Стекос выделяет три типа монастырских библиотек: библиотека кафоликона (центрального собора монастыря), «архив-библиотека» и личные библиотеки монахов[26]. Библиотека кафоликона – «базовая», основная библиотека монастыря, содержала определенный набор богослужебных манускриптов. Традиционно они помещались во внешнем притворе кафоликона, где обычно располагался и скевофилакий. Одним из основных источников пополнения монастырских библиотек служили личные книжные собрания монахов. Это были библиотеки не столько рядовых монахов, сколько образованных настоятелей, а также высокопоставленных деятелей, в том числе императоров, пожелавших окончить свои дни в монашеском чине. С собою в монастырь они брали и какие-то свои любимые книги, затем передававшиеся, как правило, в монастырскую библиотеку.

В сравнении с Западной Европой, где на протяжении веков монастыри являлись практически единственными островками культуры, в Византии не одни лишь монастыри были центрами хранения документального культурного наследия античности. Сохранение этих памятников «было в Византии делом государственной власти и тесно связанного с ней слоя интеллектуалов»[27]. Однако и монастыри в Византии сохраняли труды по философии, риторике, математике и т.д. Известный византийский ученый IX в. Лев Математик вспоминал: «Грамматикой и поэтикой я овладел, будучи в Константинополе, а риторикой, философией и наукой о числах – на Андросе. Там я встретил одного мудреца, от которого перенял начала и некоторые положения, но, поскольку чего хотел не нашел, принялся бродить по острову, посещал монастыри, выискивал и добывал пылящиеся там книги и, усердно изучая их на гребнях гор, дошел до вершин знания...»[28] Более современным подтверждением богатства и разнообразия рукописных собраний византийских монастырей могут служить сохранившиеся до нашего времени монастырские библиотеки горы Афон.

Документы монастырских архивов повествуют о том, что многие монастыри были земельными собственниками. Так, акты небольшого монастыря Св. Андрея неподалеку от Фессалоники отражают динамику роста его землевладений. Первый из актов (897 г.) рассказывает о получении монастырем владения некоей вдовы Георгии и ее детей, но уже документы X в. удостоверяют приобретения, сделанные у крупных светских собственников и казны[29]. В большем количестве сохранились документы, свидетельствующие об административно-хозяйственной деятельности монастырей на Афоне.

Для любого земельного собственника в империи было жизненно необходимым обладание письменными подтверждениями законной принадлежности ему владений, связанных с ними привилегий и т.п., – ведь лица, не располагавшие подтверждениями своих имущественных прав, могли лишиться их в ходе земельной тяжбы или по результатам государственной ревизии. Так, проводившие ревизию в обители Павла Латрского государственные чиновники требовали предъявления актов на владение имениями и «немногими париками», те же имения и парики, на которые не имелось необходимых документов, должны были отойти казне[30]. О проведении государственных ревизий поместий сообщает и Феофилакт Болгарский[31].

В монастырском архиве обычно хранились подлинники и копии императорских хрисовулов, подтверждавших права монастыря на земли и угодья; вкладных грамот от лиц, постригшихся в монашество и жертвовавших при этом земли и угодья монастырю; духовных – по которым имущество завещалось данному монастырю; дарственных, купчих – передававшихся монастырю вместе с имуществом; меновых – на мену землями и угодьями с соседними землевладельцами; межевых – по ограничению и разграничению монастырских владений; судебных решений о правах на имения в пользу монастыря; описей (бревионов) монастырского имущества и прочей документации.

Помимо материалов, относящихся к монастырскому имуществу, в архивах монастырей довольно часто содержались документы, отражающие операции с имуществом мирян. Когда какое-либо имение оказывалось во владении монастыря, например, по наследству, то закреплявший данный факт документ, как правило, объединяли с прочей документацией по этим землям, что в будущем могло понадобиться при возможных спорах и судебных разбирательствах. Так, в архиве Великой лавры на Афоне хранятся документы о дарованных жившему в конце XI в. военачальнику Льву Кефале императорских привилегиях, которые перешли монастырю вместе с полученными в наследство от потомков военачальника землями. Могло случиться, что ушедший в монастырь человек приносил с собой и свои личные бумаги, которые передавались в архив монастыря. Именно так султанский берат 1483 г., утвердивший патриарха Симеона в данной должности, оказался в архиве Ватопедского монастыря, где патриарх провел свои последние годы. Данный акт не имел ни юридической силы, ни какого-либо практического значения для монастыря. Однако, перестав действовать вместе с отставкой получателя, он представлял ценность как исторический источник[32]. Таким образом, наличие в архивах византийских монастырей документов разнообразного происхождения и содержания делает их собрания важными и незаменимыми в исследованиях практически во всех областях византийской истории.

Отметим и довольно высокий уровень сохранности документов в церковных и монастырских архивах, в отличие от выданных отдельным частным лицам документов на владение имуществом, которые «были гораздо больше подвержены всяким случайностям бытия, а утратив через несколько поколений свою практическую ценность в глазах наследников, они вообще имели мало шансов “пережить века” – одна из наиболее веских причин того, что до нас от них дошли лишь единицы»[33]. Большая часть подобных документов сохранилась именно в составе монастырских архивов.

Довольно интересно и другое наблюдение – стремление собственников, в том числе и «коллективных» (монастыри), приобретших каким-либо способом (покупка, дарение, наследование и пр.) недвижимость, добиваться на нее императорской жалованной грамоты, хранившейся особенно тщательным образом, зачастую отдельно от иных документов и рукописей. Так, Порфирий Успенский отмечает, что «в некоторых православных монастырях Востока, и преимущественно в Афонских, есть тайники, наполненные богатейшим сокровищем для науки. Там в саккулах, по-нашему сказать, в мешочках, тщательно берегутся неоцененные свитки с письменами то жемчужными, то кудрявыми, то парчовыми, с ликами святых, с портретами царей и цариц, деспотов, деспотиц и их детей, с собственноручными их подписями, с рисованными цветами, с печатями из золота, свинца, из ярого воска и сургуча»[34].

В то же время «первичные документы (купчие, дарственные и т.д.) становились не столь ценными и, возможно, даже уничтожались»[35]. Показательно, что около 40 % всех сохранившихся византийских документов – именно императорские хрисовулы. Объясняется это, очевидно, тем, что в Византийской империи «в условиях симбиоза церкви и государства обожествлялась не только императорская власть, но и распоряжения конкретных императоров рассматривались как божественные. Соответственно императорские пожалования, содержащие передачу частному лицу или монастырю прав собственности, трактовались как божественные и святые законы»[36].

Обращаясь к практике описания документов в монастырских архивах, следует упомянуть такой примечательный источник, как составленный в 1200 г. при игумене Арсении каталог архива Патмосского монастыря Св. Иоанна Богослова, который сам по себе весьма интересен, хотя и не позволяет с уверенностью говорить о достаточно распространенной практике раздельного хранения текущей и архивной документации. Составлено было, собственно, два каталога: первый, не дошедший до нашего времени, содержал опись актов, «сохранявших свою практическую ценность в глазах монастырских властей»[37], второй – опись вышедших из употребления документов, признанных бесполезными, изъятых из архива и содержащихся в мешках и связках. По мнению И.П. Медведева, «эти “бесполезные” акты были отобраны, очевидно, для “списания” и, может быть, даже для уничтожения», и потому содержание их в связках и мешках может и не отражать практику хранения документов в самом архиве[38].

Однако, по всей видимости, Патмосский каталог – уникальное явление. Опись имущества монастыря Богородицы Милостивой в Струмице должна лучше демонстрировать распространенную практику создания описей документов. В данной описи перечисляется все движимое имущество учреждения: иконы («украшенные» и «неукрашенные»), книги, священные одеяния и покрывала, подсвечники, лампы и прочие светильники. И здесь же идет список императорских хрисовулов и иных официальных документов, имеющих отношение к имущественным правам монастыря, из которых лишь восемь полностью или частично сохранились вместе с описью и типиком. Опись предваряется довольно обширным разделом, где приводятся обоснования необходимости, а также правила ведения описей монастырских имуществ, взятые из постановлений соборов, церковных канонов, кодекса Юстиниана и т.п.[39]

Вполне конкретные представления об организации хранения и использования документов в те времена мы можем получить по своеобразным инструкциям для хартофилаксов, содержащимся в монастырских типиках. Так, в «диатаксисе» (завещании-уставе) Михаила Атталиата (март 1077 г.) для основанного им в Константинополе небольшого монастыря Христа Всемилостивого в разделе «О документах» содержатся следующие указания: «Акты касательно недвижимых имуществ, которыми владеют мой монастырь и мой приют, как и подлинник хрисовула, должны храниться в шкафах, расположенных или в скевофилакии монастыря, или же в другом надежном помещении. Каждый из шкафов снабжается двумя ключами, один из которых находится в ведении моего преемника, а второй – эконома, если нет игумена. Шкафы должны опечатываться и моим преемником, и монахами, а когда возникает потребность в каком-либо акте, то открывать их и вынимать нужный документ следует всем вместе. Ту же предосторожность следует соблюдать и в отношении всего остального. Затем, когда дело улажено, документ снова кладется туда, откуда его взяли. Три раза в году документы нужно разворачивать и отряхивать, и снова все с той же предосторожностью. Кроме того, все акты должны быть списаны в регистре, чтобы с одного взгляда было видно, сколько и каких актов имеет каждое владение. Ибо все, слава Богу, что я приобрел, я приобрел с помощью законных и в высшей степени надежных сделок, скрепленных документами, добросовестно, не нанеся вреда фиску, не нарушив закона, – свидетель тому Бог. И разбираясь в любом деле, относящемся к моим владениям, преемники благочестивых домов всегда смогут найти тот акт, который окажет им надежную помощь в отношении искомого»[40]. В том же документе говорится об обеспечении сохранности и использовании наиболее ценных документов: «Оригинал типикона надлежит опечатать и спрятать. Его полную копию надлежит использовать вместо него и читать три раза в год... Но если возникнут сомнения насчет правильности какого-либо слова в копии, тогда следует открыть оригинал, и когда, по сличении написанного, установится сходство текстов, оригинал должен быть заперт снова и опечатан вверху; и он должен содержаться в безопасном месте, а копия использоваться как обычно»[41].

Похожие сведения имеются и в типике (1110 г.) столичного монастыря Богородицы Благостной (Кехаритомены), основанного императрицей Ириной Дукеной. В разделе об обязанностях монахини, в ведении которой находился архив, говорится о том, что она «получит вместе с описью все писанные на бумаге акты монастыря и будет хранить их со всей тщательностью, чтобы они не были изъедены молью. Если же возникнет нужда в каком-либо документе, то, по указу кафигуменьи, она принесет и вручит требуемый документ, сделав помету, что это за документ и кто его получатель, а по прошествии нескольких дней напомнит о нем кафигуменье, потребует вернуть вынутый, как было сказано, документ и не даст ему потеряться»[42]. В типике («Ипотипосисе») основателя Патмосского монастыря Св. Иоанна Богослова Христодула, составленном на Патмосе в 1091 г., также говорится о том, что «экклесиарх должен принять по описи и с прилежанием хранить книги и документы монастыря, как и другое имущество церкви»[43].

Видим, что основатели монастырей отчетливо понимали всю важность сохранения типиконов, имущественных актов, данных императором привилегий и иных ценных грамот. Но, пожалуй, еще большая предусмотрительность в отношении ценнейших монастырских документов проявляется в уставе монастыря Св. Маманта в Константинополе, составленном Афанасием Филантропином. В нем указывается, что было изготовлено три копии типикона и бревиона, оригиналы же для большей сохранности поместили в императорский монастырь Христа Человеколюбца[44]. В приложенной к типикону симиоме (судебном решении) содержится подробнейшая запись процесса передачи этих ценнейших документов, формально исключавшего возможность каких-либо злоупотреблений (в том числе и при участии игумена и обитателей монастыря, которые «могли подвергнуться давлению» сторонних правопритязателей[45]).

В главе 9 того же устава после описания обычных обязанностей скевофилака следует формула, в целом повторяющая инструкции уже упомянутого типика монастыря Богородицы Кехаритомены[46]; подобный фрагмент содержится и в составленном в 1162 г. уставе Никифора Мистика для монастыря Богоматери Гелиу Бомон («Алтарь Солнца»)[47].

Итак, нами рассмотрены история, организация и состав архива и библиотеки Константинопольской патриархии, происхождение должности хартофилакса Великой церкви и его обязанности как хранителя патриарших книг и документов, названы принципы хранения и использования документов в монастырских архивах, а также лица, отвечавшие за сохранение, и их обязанности. Не вполне проясненным остался вопрос существования каталогов и описей архивных документов как утвердившейся и распространенной практики, хотя отдельные примеры и подтверждения тому имеются.

Проанализировав массив сохранившихся монастырских типиков, можно заметить, что появление подробных, глубоко проработанных уставов (завещаний) относится в основном к XI – началу XII в. Еще со времен Василия I (867–886 гг.) широко распространена практика предоставления харистикия (права на управление и получение дохода с монастырских имений); однако нередко и сами настоятели монастырей отдавали принадлежавшие их монастырям имения в управление светским лицам[48]. Указанный же период в истории монастырей отмечен приобретением многими из них финансовой и административной независимости от внешних управителей, нередко недобросовестных и алчных, а основным и фактически единственным обеспечением этой независимости служили архивные документы монастыря.

В целом можно утверждать, что делопроизводство и организация хранения документов в Византии находились на достаточно высоком уровне. Принадлежавшими церкви документохранилищами зачастую пользовались и частные лица-миряне. По всей видимости, степень сохранности документов в архивах монастырей и церквей была более высокой, нежели у светских лиц.



Примечания

1
Жители Византии именовали себя ромеями (т.е. римлянами).
2
Лебедев А.П. Очерки внутренней истории Византийско-восточной церкви в IХ, X и XI веках: От конца иконоборческих споров в 842 г. до начала Крестовых походов – 1096 г. СПб., 1998. С. 9.
3
Бржостовская Н.В., Илизаров Б.С.  Развитие архивного дела с древнейших времен до наших дней // Тр. Всесоюзн. науч.-исслед. ин-та документовед. и архив. дела. М., 1979. Т. 8. Ч. 1; Старостин Е.В., Чудиновских В.А. Архивы и архивное дело в зарубежных странах. Свердловск, 1991.
4
Скабаланович Н.А. Византийское государство и церковь в XI веке: от смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея II Комнина. СПб., 1884; Успенский Ф.И., Бенешевич В.В. Вазелонские акты: Материалы для истории крестьянского и монастырского землевладения в Византии XIII–XV веков. Л., 1927; Darrouzes J. Recherches sur les offikia de L’Eglise Byzantine. Paris, 1970; Каждан А.П. Византийский монастырь XI–ХIII вв. как социальная группа // Византийский временник. 1971. Т. 31. С. 48–70; Успенский Ф.И. История Византийской империи: В 3 т. М., 1996–1997; Wehmeyer J.M. The chartophylax: archivist and librarian to the patriarch in Constantinople // Libraries & Culture. University of Texas Рress, 1997. V. 32. № 1. P. 107–112; Лебедев А.П. Исторические очерки состояния Византийско-восточной церкви от конца XI до середины XV века: От начала Крестовых походов до падения Константинополя в 1453 г. СПб., 1998; Он же. Очерки внутренней истории Византийско-восточной церкви в IX, X и XI веках...; Литаврин Г.Г. Как жили византийцы. СПб., 1998; Он же. Византия и славяне: Сб. ст. СПб., 1999; Каждан А.П. Византийская культура (X–XII вв.). 2-е изд., исправ. и доп. СПб., 2000; Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованности. История Крестовых походов. М., 2001;
5
Димитриу А. К вопросу о договорах русских с греками // Византийский временник. 1895. Т. II. С. 531–550; Яковенко П.А. Исследования в области византийских грамот: Грамоты Нового монастыря на острове Хиосе. Юрьев, 1917; Нистазопулу-Пелекиду М.  О византийской дипломатике в период Никейской империи // Византийский временник. 1987. Т. 48. С. 64–73; Медведев И.П. Очерки византийской дипломатики (частноправовой акт). Л., 1988; Каштанов С.М. К вопросу о происхождении текста русско-византийских договоров X в. в составе «Повести временных лет» // Восточная Европа в древности и средневековье: Политическая структура древнерусского государства: VIII чтения памяти член-корр. АН СССР В.Т. Пашуто. Москва, 17–19 апр. 1996 г.: Тез. докл. М., 1996. С. 39–42;  Медведев И.П. Правовая культура Византийской империи. СПб., 2001;  и др.
6
Порфирий Успенский. Указатель актов, хранящихся в обителях Св. горы Афонской // Журнал Министерства народного просвещения (далее – ЖМНП). 1847. Ч. LV; Он же. Восток Христианский. Афон. История Афона. СПб., 1892; Безобразов П.В. Афонские документы // Византийские очерки. 1915. Т. 1. Вып. 1–2. С. 53–76; Бибиков М.В. Церковные связи Руси и Византии в контексте межнациональных отношений // Исторический вестник. М.; Воронеж, 2000. № 1 (5). С. 15–28; Он же. Византийские источники по истории Древней Руси и Кавказа. СПб., 2001; Он же. BYZANTINOROSSICA. Свод византийских свидетельств о Руси. М., 2004.
7
Byzantine Monastic Foundation Documents: A Complete Translation of the Surviving Founder's Typika and Testaments / Ed. by J. Thomas and Angela Constantinides Hero // Dumbarton Oaks Studies. Washington, 2000. V. 35.
8
Darrouzes J. Recherches sur les offikia de l'Eglise Byzantine. P. 353–372.
9
Wehmeyer J.M. The chartophylax: archivist and librarian to the patriarch in Constantinople. P. 109.
10
Hussey J.M. The Orthodox Church in the Byzantine Empire. Oxford, 1986. P. 317.
11
Медведев И.П. Очерки византийской дипломатики... С. 20.
12
Продолжатель Феофана: Жизнеописания византийских царей / Подгот. Я.Н. Любарский. СПб., 1992. С. 156.
13
Бржостовская Н.В., Илизаров Б.С.  Указ соч. С. 118.
14
Медведев И.П. Очерки византийской дипломатики... С. 19.
15
Сейчас в библиотеке (не считая более чем 20 тыс. печатных изданий) около 530 древних греческих рукописей, самая ранняя из которых датируется 952 г. Здесь же хранится (уже с XVI в.) патриарший архив. См.: Moschonas Th. A short history of the Library of the Greek Orthodox Patriarchate of Alexandria // The Bulletin of the Patriarchal Library. 1955. January–June // Greek Orthodox Patriarchate of Alexandria and All Africa [Электронный ресурс]. Электрон. данные. [Б. м.], 2002. Режим доступа свободный: htrp://www.greekorthodox-alexandria.org/main.htm
16
Васильевский В. Материалы для внутренней истории Византийского государства // ЖМНП. 1880. Ч. ССX. С. 105.
17
Высокий гражданский титул в Византии X–XII вв.
18
Медведев. И.П. Очерки византийской дипломатики... С. 19.
19
Типик Григория Пакуриана. Ереван, 1978. С. 100–101.
20
Там же. С. 118–121; Byzantine Monastic Foundation Documents... P. 555–557.
21
Каждан А.П., Литаврин Г.Г. Очерки истории Византии и южных славян. СПб., 1998. С. 128.
22
Савваитов П. Путешествие новгородского архиепископа Антония в Царьград. СПб., 1872. С. 183.
23
Каждан А.П. Византийский монастырь XI–XII вв. как социальная группа. С. 50.
24
Там же. С. 51.
25
Рансимен С. Восточная схизма. Византийская теократия. М., 1998. С. 201.
26
STaikoV K. Sp. MonacismoV kai monasthriakeV biblioqhkeV [Электронный ресурс]. Электрон. данные. [Б. м.], 1996. Режим доступа свободный: http://www.libraries.gr/nonmembers/gr/history_bizadinos.htm
27
Старостин Е.В., Чудиновских В.А. Указ. соч. С. 27.
28
Продолжатель Феофана... С. 83.
29
Каждан А.П., Литаврин Г.Г. Указ. соч. С. 129.
30 
Васильевский В. Указ. соч. С. 105–106.
31
Литаврин Г.Г. Болгария и Византия в XI–XII вв. М., 1960. С. 82.
32
Greek documents // Treasures of Mount Athos: Full catalog of the exhibition [Электронный ресурс]. Электрон. данные. [Б. м.], 1997. Режим доступа свободный: http://www.culture.gr/2/21/ 218/218dm/e218dm01.html
33
Медведев И.П. Очерки византийской дипломатики... С. 20.
34
Порфирий Успенский. Указатель актов, хранящихся в обителях Cв. горы Афонской. С. 25.
35
Медведев И.П.  Очерки византийской дипломатики...  С. 22.
36
Хвостова К.В. Византинизм «оправдание жизни» (проблемы византийской цивилизации) // Византийский временник. 1998. Т. 55. Ч. 2. С. 8–9.
37
Медведев И.П. Очерки византийской дипломатики... С. 24–25.
38
Там же.
39
Byzantine Monastic Foundation Documents... P. 1667–1678.
40
Медведев И.П. Очерки византийской дипломатики...  С. 22–23.
41
Byzantine Monastic Foundation Documents... P. 353.
42
Медведев И.П. Очерки византийской дипломатики… С. 23.
43
Там же.
44
Byzantine Monastic Foundation Documents... P. 1002.
45
Ibid. P. 1036–1037.
46
Ibid. P. 1002.
47
Ibid. P. 1059–1060.
48
Типик Григория Пакуриана... С. 213.


 
 




Воспроизведено по изданию: Меньшиков А.В. Из истории архивов Византийской церкви X-XV вв. // Отечественные архивы. 2005.  №. 4. С. 38-48.


 
 

На главную страницу